Автоматизация управления предприятий

В этой статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с автоматизацией управления предприятием. Основное внимание уделено созданию систем, с помощью которых автоматизируются такие процессы, как управление финансами, закупками и т. д., а также различным аспектам автоматизации: созданию моделей предприятий, описанию жизненного цикла систем, планированию и управлению процессом автоматизации управления предприятием, проблемам выбора системы. Изложены также современные подходы к построению систем управления предприятием, получивших в последнее время широкое распространение, а именно концепции MRP, MRPII, ERP и APS, а также основные экономико-математические методы, которые применяются в этих системах.

Автоматизация процессов управления предприятием является чрезвычайно сложной задачей, и ее решение наталкивается на следующие проблемы:

  • какие параметры, характеризующие состояние предприятия, надо измерять (учитывать);
  • какой набор иерархических моделей наилучшим образом подходит для решения задач планирования и управления;
  • для каких целей и каким образом наиболее эффективно можно применить экономико-математические методы;
  • как использовать методы управления проектами.

Именно с целью оптимизации управления производством и возможного решения указанных выше проблем в середине 60-х годов Американское общество управления производством и запасами (APICS) сформулировало ряд принципов, по которым предлагалось строить как модели предприятия, так и основные производственные процессы на них. Впервые эти принципы были применены для решения задач управления материальными запасами предприятия и получили название концепции MRP (Material Requirements Planning — планирование материальных ресурсов), основные положения которой перечислены ниже:

  • Модель производственного процесса описывается как поток взаимосвязанных заказов.
  • При выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов.
  • Обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов.
  • Заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков.
  • Движение заказов увязывается с экономическими показателями.
  • Выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим.

В дальнейшем, по мере применения этого подхода к другим процессам или видам деятельности, появились концепции MRPII, ERP и т. д.

Методы или подходы MRP, MRPII и ERP — это формализованная совокупность понятий и процессов, с помощью которой можно описать работу предприятия. Они имеют сугубо конструктивный характер, т. е. их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм): сделай это так, передай данные или материалы в таком-то виде туда, сделай запись о выполненных операциях там-то. Они интуитивно понятны любому управляющему или менеджеру. Их основная ценность заключается в следующем:

  • они появились в результате анализа деятельности реально работающих предприятий;
  • их развитие происходило эволюционно, очередная концепция поглощала предыдущую;
  • они доказали свою эффективность;
  • они охватывают всю деятельность предприятия в целом. Концепции MRP, MRPII и ERP оказались чрезвычайно эффективными и удобными. Их направленность на решение практических проблем, связанных с деятельностью предприятий, и решение проблем управления привела к тому, что все ведущие производители систем управления предприятием стали активно их использовать. Причем для характеристики степени охвата направлений деятельности предприятия в практику вошли термины: система класса MRP или ERP, или коротко MRP- или ERP-система. Несмотря на широкое использование, рекомендации MRP — ERP по организации производственных процессов и управления ими не являются стандартом в каком-либо смысле в настоящее время: международным, национальным или какой-либо ассоциации. Они по-прежнему остаются рекомендациями APICS, в отличие от стандартов ISO серии 9000: 9000—9004, которые устанавливают требования по созданию программ управления качеством в промышленности и в сфере обслуживания (хотя внедрение некоторых АСУП класса MRP-APS позволяет предприятиям получать сертификат ISO).

Автоматизация управления предприятиями на основе экономико-математических методов, средств вычислительной техники и информационных технологий является неотъемлемой частью процесса совершенствования деятельности практически всех предприятий. В последнее время наметился качественно новый этап, который характеризуется стремлением к созданию интегрированных автоматизированных систем, объединяющих все задачи управления. Этому способствуют распределенные вычислительные системы и сети, средства ведения баз данных, средства проектирования и внедрения функциональных подсистем. Многие из новых информационных технологий, разработанные крупнейшими зарубежными фирмами, представлены сегодня на российском рынке.

Внедрение интегрированной автоматизированной системы для любого предприятия является одной из наиболее трудоемких и дорогостоящих программ развития.

В этих условиях чрезвычайно велика роль руководителей предприятий, принимающих решения стратегического характера в области компьютеризации. Главное — выработка стратегии развития автоматизации предприятия, которая гарантировала бы достижение целей предприятия. Эта стратегия должна базироваться на достигнутом уровне автоматизации управления, опыте разработчиков, особенностях организации производства, финансовых и кадровых возможностях предприятия, мировых тенденциях. Наиболее важной составляющей этой стратегии является в ряде случаев обоснование и принятие решений по выбору системы автоматизации, имеющейся на российском рынке. Поэтому необходимо, чтобы руководители предприятий были знакомы с концепциями современных информационных технологий, способами их проектирования и внедрения.

Social

  • Twitter
  • Facebook